Вопросы, связанные с влиянием процесса обучения на состояние здоровья учащихся, не новы. Так называемые школьные болезни стали предметом медико-педагогического анализа за рубежом и в России еще в XIX веке. Однако на современном этапе с ухудшением всех медико-демографических показателей обостряется и проблема уже известных "школьных болезней". Неблагоприятный прогноз развития образовательных учреждений в аспекте сохранения и укрепления здоровья учащихся, придаёт особую актуальность выявлению и использованию ресурсов образовательных учреждений в решении вопросов здоровья детей.
Для целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья необходима согласованная работа медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов. Однако действительность такова, что та информация о здоровье, которую человек получает на различных этапах возрастного развития в семье, в детском саду, в школе, в лечебных учреждениях или через СМИ, отрывочна и не носит системного характера. Нет интегративного, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем детей.
По последним исследованиям, среди основных жизненных ценностей здоровье как ценность у российских школьников занимает девятое место, а у их американских сверстников, например, - первое место
Культура здоровья определяется сегодня как интегративное понятие в единстве двух составляющих: компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья и здоровой жизнедеятельности детей на основе принятия ими культурных норм и правильного оценивания факторов, как укрепляющих, так и разрушающих здоровье.
Компетентность оценивается по следующим показателям:
а) наличие знаний о здоровье, здоровом образе жизни;
б) наличие знаний об угрозах и рисках для здоровья;
в) наличие знаний о преимуществах здорового образа жизни.
Жизнедеятельность личности на основе принятия культурных норм здоровья оценивается по следующим показателям:
а) мотивация на принятие культурной нормы (образца здоровой жизнедеятельности);
б) опыт самоуправления сохранением и укреплением своего здоровья.
Здоровье как многоаспектное интегративное понятие на основании анализа исследований и документов ВОЗ определяется в единстве трех компонентов - физического, психического (психологического) и социального.
Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Современные дети ведут малоподвижный, инвалидизирующий образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Многие педагоги и родители учеников не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоровья.
Гиподинамия - это не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь, определение которой звучит так: "Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности".
В то же время на развитие организма негативно влияют и чрезмерные физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости инфекциям. Следовательно, специалистам в области здравоохранения, физической культуры и спорта необходимо научиться определять индивидуальный двигательный режим школьника, способствующий повышению функционирования его организма как источника индивидуализации здоровья. В этом неоспоримую роль должны играть результаты мониторинга физического развития и физической подготовленности детей и подростков. По данным мониторинга за 2010 и 2011 годы мы имеем:
Пол |
Всего |
Участв. в тестах |
Уровень показанных результатов |
|||||||||
высокий, % |
в/ среднего, % |
средний, % |
н/среднего, % |
низкий, % |
||||||||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
|||
Мальчики |
849 |
787 |
12,7 |
11,9 |
29,3 |
28,6 |
34,8 |
35,9 |
16,7 |
18,0 |
6,4 |
5,7 |
Девочки |
770 |
725 |
16,3 |
17,2 |
37,1 |
30,7 |
29,1 |
33,1 |
12,3 |
14,7 |
5,1 |
4,1 |
ИТОГО |
1619 |
1512 |
14,4 |
14,4 |
33,1 |
29,6 |
32,1 |
24,6 |
14,6 |
16,5 |
5,8 |
4,8 |
Пол |
Всего |
Участв. в тестах |
Уровень показанных результатов |
|||||||||
высокий, % |
в/ среднего, % |
средний, % |
н/среднего, % |
низкий, % |
||||||||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
|||
Мальчики |
2458 |
2180 |
7,6 |
9,3 |
15,5 |
18,1 |
25 |
25,5 |
28,3 |
27,0 |
23,5 |
20,1 |
Девочки |
2461 |
2158 |
18,3 |
18,3 |
28,5 |
30,0 |
29,8 |
30,0 |
18 |
17,1 |
5,4 |
4,5 |
ИТОГО |
4919 |
4338 |
12,8 |
13,8 |
21,9 |
24,0 |
27,4 |
28,0 |
23,2 |
22,0 |
14,6 |
12,4 |
Данные мониторинга должны служить рычагом для составления индивидуального маршрута каждого воспитанника ДОУ, каждого учащегося школы по развитию физических качеств, осуществления дифференцированного подхода к детям на занятиях по физической культуре, для внесения корректив в программу преподавания физкультуры. Однако, при проведении комплексных и тематических проверок выявляется, что результаты мониторинга не используются для этих целей, за редким исключением. Так, в ДОУ №13 г.Лакинска выстроены индивидуальные графики развития физических качеств каждого ребёнка и разработаны рекомендации педагогам и родителям детей.
В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.
Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно. В дошкольных учреждениях, в различных школах для малышей дети занимаются неспецифическими для дошкольного этапа развития деятельностями: читают, пишут, изучают иностранные языки, занимаются прохождением программы первого класса, хотя они должны танцевать, рисовать, много гулять и заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Сотрудники дошкольных учреждений не всегда учитывают психологические возможности возраста и не проводят соответствующей разъяснительной работы с семьей. Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями.
По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 2—3 раза возрастает заболеваемость органов зрения, в 2 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата.
В нашем районе сложилась определённая система работы по укреплению и сохранению здоровья детей и подростков. На муниципальном уровне разработан комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся на 2011-2012 годы, в образовательных учреждениях реализуются программы «Здоровье».
Ежегодно проводится медицинский осмотр детей и подростков на предмет выявления отклонений в состоянии здоровья. По данным осмотров составляются паспорта здоровья.
Пол |
Всего |
Медицинская группа |
|||||||
1 гр. |
2 гр. |
3 гр. |
4 гр. |
||||||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
||
Мальчики |
2493 |
54,1 |
57,0 |
36,2 |
31,2 |
9,2 |
10,4 |
1,3 |
1,3 |
Девочки |
2474 |
52,8 |
53,4 |
35,7 |
34,4 |
10,4 |
10,8 |
1 |
1,4 |
ИТОГО |
4967 |
53,5 |
55,2 |
35,6 |
32,8 |
9,8 |
11,0 |
1,1 |
1,4 |
Всего детей 2010 2011 |
Медицинская группа |
||||||||
1 гр. |
2 гр. |
3 гр. |
4 гр. |
||||||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
||
2617 |
2855 |
47,7 |
49,6 |
46 |
44,6 |
5,6 |
5,2 |
0,6 |
0,6 |
Понятие здорового образа жизни включает три основных направления: физическая активность, рациональное питание и искоренение вредных привычек.
Двигательная активность детей и подростков организуется через проведение уроков физической культуры, внеурочных занятий, проведение массовых мероприятий спортивной направленности и организацией двигательной активности в режиме дня образовательного учреждения. И в детских садах, и в школах проводится 3 занятия по физической культуре в неделю.
ОУ |
Кол-во объединений |
Кол-во детей в них |
% от контингента |
ДОУ |
16 |
173 |
6% |
Школы |
36 |
435 |
8,6% |
УДОД |
52 |
703 |
24,9% |
В школах организовано 36 кружков и секций спортивной направленности, в которых занимается 435 учащихся (15 % от общего количества детей, занятых в системе школьного дополнительного образования).
Кроме этого, в учреждениях дополнительного образования детей открыто 52 объединения спортивной направленности с охватом детей 24,9% что составляет 24,9% от общего количества занимающихся в УДОД. На протяжении многих лет количество объединений спортивной направленности остаётся на высоком уровне.
Ежегодно в районе и в образовательных учреждениях проводится большое количество массовых мероприятий с детьми и подростками спортивной направленности. «Малышок» - для дошкольников, Спартакиада по 10 видам спорта для учащихся общеобразовательных школ, военно-спортивная игра «Зарница», «Безопасное колесо», Президентские состязания, Президентские спортивные игры, Школа безопасности и др.
Двигательная активность в режиме дня организована через проведение физкультминуток на уроках, проведение активных перемен, проведение зарядки перед уроками. Положительный опыт по проведению активных перемен имеется в ООШ №3 г. Собинки, зарядку перед уроками проводят в ряде сельских школ: Зареченская, Воршинская, Асерховская, Рождественская и др. Ежедневная утренняя зарядка организуется для детей и в дошкольных учреждениях.
Таким образом, условия для удовлетворения потребности в движении детей в образовательных учреждениях созданы. И если всё это будет выполняться на деле, а не на бумаге, то результаты не заставят себя ждать. Надо только провести работу в ОУ по повышению мотивации педагогов и детей на организацию двигательной активности.
Ещё одним из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является организация питания в образовательных учреждениях.
Во всех 20 школах и 35 детских садах созданы необходимые условия для организации горячего питания. Пищеблоки образовательных учреждений укомплектованы необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Для ДОУ и для школ разработаны 10-дневные меню, согласованы с органами Роспотребнадзора. В питании детей используются витаминизированные продукты, йодированная соль. Ежедневно и в детских садах и в школах проводится С-витаминизация 3-го блюда.
Привитие навыков здорового питания начинается с дошкольного возраста. Во всех детских садах района дети получают 4-разовое питание при 10,5-часовом режиме работы.
С целью улучшения качества питания в школах разработана и утверждена постановлением Главы района ведомственная целевая программа «Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях Собинского района в 2011-2013 годах». Принято постановление главы района «О порядке организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Собинского района и порядке расходования субсидий из областного бюджета на обеспечение бесплатного питания обучающихся, воспитанников 1-4 классов муниципальных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Все учащиеся начальной школы получают бесплатные горячие завтраки на сумму 22 руб. 80 коп., в т.ч. 19-80 из регионального бюджета, 3-00 за счёт средств местного бюджета. Компенсационные выплаты на организацию питания в сумме 3 руб. выделяются из местного бюджета на каждого ученика. Постановлением главы определены льготные категории учащихся 5-11 классов для получения бесплатного горячего питания. В 2011-2012 учебном году льготным питанием обеспечены более 260 детей из семей, нуждающихся в особой заботе государства.
Во всех школах проводится работа по пропаганде культуры здорового питания. 7 школ района участвуют в реализации проектов благотворительной программы «Будь здоров» при поддержке фонда Крафт Фудз. В 10 школах в рамках дополнительного образования реализуется программа для учащихся 3-4 классов «Основы здорового питания» (авт. Т.А. Ловкова)
Несмотря на принимаемые меры, охват питанием учащихся школ района остаётся ниже областного уровня.
|
Всего детей в школах |
|||||||
2010 год |
2011 год |
|||||||
1-4 |
5-9 |
10-11 |
Итого |
1-4 |
5-9 |
10-11 |
итого |
|
Всего уч-ся |
2192 |
2436 |
339 |
4967 |
2341 |
2381 |
349 |
5071 |
Из них получают горячее питание |
2178 |
1315 |
137 |
3630 |
2334 |
1317 |
142 |
3793 |
% охвата |
99% |
54% |
40% |
73% |
99,7% |
55,3% |
41% |
75% |
Обл. показатель |
99% |
66% |
55% |
80% |
99,7% |
60% |
53% |
78% |
Большая работа проводится в образовательных учреждениях и в муниципалитете по пропаганде здорового образа жизни, по профилактике вредных привычек.
Управлением образования администрации утвержден и реализуется Комплекс мер по профилактике наркомании, токсикомании и вредных привычек среди учащихся общеобразовательных учреждений Собинского района на 2010-2014 г.г., утверждённый приказом управления образования.
Ежеквартально уточняется списочный состав учащихся, состоящих на учете у нарколога - 2009 г.- 9 чел., 2010 г.- 4 чел., 2011 г.- 4 чел..
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав направляет информацию в общеобразовательные учреждения района, что позволяет организовать профилактическую работу с несовершеннолетними, привлеченными к административной ответственности за употребление алкогольных и токсических веществ.
В общеобразовательных учреждениях реализуются:
- планы мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения,
- программы, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ (региональная модульная программа И.Н.Поповой «Координация образовательных мероприятий профилактики злоупотребления психоактивными веществами»).
- программы превентивного обучения «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор».
В целях реализации постановления Губернатора области от 25.05.2005 г. №297 "Об утверждении Положения о мониторинге наркоситуации во Владимирской области", в течение года осуществлялся мониторинг мероприятий воспитательного характера в сфере профилактики наркоситуации. В образовательных учреждениях проводятся лекции, беседы антинаркотической направленности (2010 г.- 647, 2011 г.-889), в том числе с участием сотрудников правоохранительных органов, медицинских работников, с показом кино- и видеоматериалов.
Ежегодно проводится районная Декада профилактики правонарушений, в рамках которой организуются встречи с сотрудниками ГИБДД, ОДН, ОВД, КДН и ЗП, внеклассные мероприятия по правовой тематике. В рамках декады во всех школах района для учащихся 5-11 классов проведен единый классный час «От любопытства до пропасти – один шаг» (о вреде алкоголя).
В целях выявления общеобразовательных учреждений, активно работающих в области профилактики употребления психоактивных веществ, проведен муниципальный этап конкурса «Лучшая школа свободная от психоактивных веществ», в котором приняли участие 6 общеобразовательных учреждений. В областном этапе конкурса приняли участие 4 школы района, из них МБОУ Зареченская СОШ стала призером, остальные получили сертификаты участников.
Большое внимание в муниципалитете уделяется детям-инвалидам.
В образовательных учреждениях района на сегодняшний день получают образовательные услуги 102 ребёнка-инвалида из 161. В том числе 59 из 100 в общеобразовательных учреждениях, 43 ребёнка дошкольного возраста из 63 в детских садах.
Всего детей-инвалидов школьного возраста (6,5 до 18 лет) |
Из них |
||||||
|
в т.ч. на дому |
|
Обучаются в специальных (коррекционных) классах |
В т.ч. на дому |
|
Не охвачено обучением по медицинским показаниям |
|
100 |
59 |
19 |
4 |
2 |
1 |
|
8 |
Всего детей-инвалидов дошкольного возраста |
Из них |
|||
Получают дошкольную образовательную услугу |
В т.ч. на дому |
Частичная интеграция в среду здоровых сверстников |
Полная интеграция в среду здоровых сверстников |
|
61 |
43 |
2 |
8 |
33 |
1. Для учащихся выпускных классов, имеющих ограниченные возможности здоровья, государственная (итоговая) аттестация проводится в щадящем режиме (9 кл.) и в форме ГВЭ (11 кл.)
2. В общеобразовательных учреждениях для 22 учащихся 5-11 классов данной категории организовано льготное питание, в период школьных каникул- оздоровление и отдых в лагерях с дневным пребыванием (13 учащихся).
3. В школах осуществляется
- предоставление вариативных форм получения образования;
- отслеживание состояния здоровья учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья;
- психолого-педагогическое сопровождение (диагностика познавательных процессов, беседы, направленные на снятие нервно-психического напряжения, коррекцию самооценки и др., консультирование учащихся и родителей).
4. В 2011-2012 учебном году для 4 учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья и находящихся на индивидуальном обучении, организовано дистанционного обучения. В 1 полугодии 2011-2012 учебного года по мере поставки оборудования планируется организация дистанционного обучения ещё для 1 учащегося.
5. В дошкольных образовательных учреждениях при организации работы с детьми-инвалидами осуществляется индивидуальный поход, нагрузка дозируется в соответствии с тяжестью заболевания. При частичной интеграции ребёнка-инвалида в среду здоровых сверстников в группе находятся родители ребёнка-инвалида. Дети-инвалиды посещают детские сады без взимания родительской платы.
Медицинское сопровождение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях и дошкольных образовательных учреждениях организовано в соответствии со ст.51 закона Российской Федерации «Об образовании» и санитарно-эпидемиологическими требованиями к общеобразовательным и дошкольным образовательным учреждениям. Заключены договоры на мед. обслуживание между ОУ и учреждениями здравоохранения.
Во всех школах района имеются медицинские кабинеты, но лишь в одной школе (Ставровской) имеется заключение Роспотребнадзора на соответствие кабинета требованиям СанПиН. В 6 сельских ДОУ нет медицинских кабинетов в связи с малокомплектностью детского сада и близостью ФАПа. Три ДОУ имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности. Ещё 3 детских сада готовят документы для получения лицензии. В 8 городских школах приказами по учреждению здравоохранения закреплены медицинские сёстры. В 24 детских садах в штате ОУ есть медицинские работники.
Проводимая в муниципалитете работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей привела к следующим результатам.
Виды заболеваний | 2010 год | 2011 год | ||||
1-4 кл. | 5-9 кл. | 10-11 кл. | 1-4 кл. | 5-9 кл. | 10-11 кл. | |
Здоровые дети, % | 48,3 | 40,4 | 45,9 | 51,3 | 50,7 | 46,2 |
Дети с заболеваниями, %, в том числе |
51,7 | 59,6 | 54,1 | 48,7 | 49,3 | 53,8 |
Пищеварительная система, % | 9 | 16,2 | 14,1 | 9,5 | 15,5 | 12,1 |
Сердечно-сосудистая система, % | 15,7 | 15,1 | 15,5 | 15,8 | 16,6 | 15,8 |
Органы дыхания, % | 11 | 10,2 | 7,8 | 11 | 11,4 | 11,3 |
Заболевания ОДА, % | 11,3 | 12,7 | 16 | 11,1 | 13,4 | 13,8 |
Органы зрения, % | 19,5 | 30,6 | 38,2 | 18,9 | 29,6 | 37,1 |
Эндокринная система, % | 3,4 | 7,3 | 4,4 | 7,7 | 7,3 | 6,8 |
Прочие заболевания, % | 12,2 | 25,1 | 40,5 | 12,5 | 25 | 39 |
Таким образом, сегодня очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», каждый детский сад – «ДОУ здоровья», а сохранение и укрепление здоровья детей должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
Деятельность образовательных учреждений должна быть направлена на разработку принципиально новых подходов в решении многих образовательных и управленческих задач с учетом состояния здоровья детей и подростков. Деятельность педагогов при таком отношении к педагогическому процессу направлена как на достижение оптимального уровня обученности, воспитанности учащихся, так и на обеспечение условий для сохранения и развития здоровья. Задачей образовательных учреждений является разработка моделей здоровьесберегающей среды, когда наиболее значимыми компонентами в физическом воспитании являются:
а) определение нагрузок на уроках физической культуры и их дифференциация с учетом физического развития и состояния здоровья детей;
б) выполнение общепринятых санитарно-гигиенических мероприятий (проветривание помещений, организация влажных уборок, соблюдение теплового и светового режима);
в) включение в учебный план уроков здоровья с учетом возрастных особенностей детей, введение в режим работы школы в образовательном порядке утренней гигиенической гимнастики до занятий, физкультминуток во время уроков, подвижных перемен, спортивных часов в группе продленного дня;
г) совершенствования системы физкультурно-спортивных мероприятий;
д) систематическое проведение просветительских мероприятий по здоровому образу жизни, личной гигиене;
е) регулярное проведение диспансеризации учащихся на базе детских поликлиник;
ж) проведение мониторинга физической подготовленности и уровня здоровья, разработка программ по ранней коррекции здоровья учащихся.
Наверное, и нам всем нужно не строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели — сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.