Собинский район

Официальный сайт Администрации Собинского района

Официальный сайт органа местного самоуправления

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Доклад Е.В. Мартыновой на районной конференции «Образование и здоровье» 29 марта 2012 года

Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей в образовательных учреждениях района.

Вопросы, связанные с влиянием процесса обучения на состояние здоровья учащихся, не новы. Так называемые школьные болезни стали предметом медико-педагогического анализа за рубежом и в России еще в XIX веке. Однако на современном этапе с ухудшением всех медико-демографических показателей обостряется и проблема уже известных "школьных болезней". Неблагоприятный прогноз развития образовательных учреждений в аспекте сохранения и укрепления здоровья учащихся, придаёт особую актуальность выявлению и использованию ресурсов образовательных учреждений в решении вопросов здоровья детей.

Для целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья необходима согласованная работа медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов. Однако действительность такова, что та информация о здоровье, которую человек получает на различных этапах возрастного развития в семье, в детском саду, в школе, в лечебных учреждениях или через СМИ, отрывочна и не носит системного характера. Нет интегративного, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем детей.
По последним исследованиям, среди основных жизненных ценностей здоровье как ценность у российских школьников занимает девятое место, а у их американских сверстников, например, - первое место

Культура здоровья определяется сегодня как интегративное понятие в единстве двух составляющих: компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья и здоровой жизнедеятельности детей на основе принятия ими культурных норм и правильного оценивания факторов, как укрепляющих, так и разрушающих здоровье.
Компетентность оценивается по следующим показателям:
а) наличие знаний о здоровье, здоровом образе жизни;
б) наличие знаний об угрозах и рисках для здоровья;
в) наличие знаний о преимуществах здорового образа жизни.

Жизнедеятельность личности на основе принятия культурных норм здоровья оценивается по следующим показателям:
а) мотивация на принятие культурной нормы (образца здоровой жизнедеятельности);
б) опыт самоуправления сохранением и укреплением своего здоровья.
Здоровье как многоаспектное интегративное понятие на основании анализа исследований и документов ВОЗ определяется в единстве трех компонентов - физического, психического (психологического) и социального.

Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Современные дети ведут малоподвижный, инвалидизирующий образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Многие педагоги и родители учеников не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоровья.

Гиподинамия - это не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь, определение которой звучит так: "Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности".
В то же время на развитие организма негативно влияют и чрезмерные физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости инфекциям. Следовательно, специалистам в области здравоохранения, физической культуры и спорта необходимо научиться определять индивидуальный двигательный режим школьника, способствующий повышению функционирования его организма как источника индивидуализации здоровья. В этом неоспоримую роль должны играть результаты мониторинга физического развития и физической подготовленности детей и подростков. По данным мониторинга за 2010 и 2011 годы мы имеем:

 

Сводные результаты уровней физической подготовленности воспитанников МДОУ Собинского района (2010, 2011 годы)

 

Пол

Всего

Участв. в тестах

Уровень показанных результатов

высокий, %

в/ среднего, %

средний, %

н/среднего, %

низкий, %

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

Мальчики

849

787

12,7

11,9

29,3

28,6

34,8

35,9

16,7

18,0

6,4

5,7

Девочки

770

725

16,3

17,2

37,1

30,7

29,1

33,1

12,3

14,7

5,1

4,1

ИТОГО

1619

1512

14,4

14,4

33,1

29,6

32,1

24,6

14,6

16,5

5,8

4,8

 

Сводные результаты уровней физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ Собинского района (2010, 2011 годы)

 

Пол

Всего

Участв. в тестах

Уровень показанных результатов

высокий, %

в/ среднего, %

средний, %

н/среднего, %

низкий, %

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

Мальчики

2458

2180

7,6

9,3

15,5

18,1

25

25,5

28,3

27,0

23,5

20,1

Девочки

2461

2158

18,3

18,3

28,5

30,0

29,8

30,0

18

17,1

5,4

4,5

ИТОГО

4919

4338

12,8

13,8

21,9

24,0

27,4

28,0

23,2

22,0

14,6

12,4


Данные мониторинга должны служить рычагом для составления индивидуального маршрута каждого воспитанника ДОУ, каждого учащегося школы по развитию физических качеств, осуществления дифференцированного подхода к детям на занятиях по физической культуре, для внесения корректив в программу преподавания физкультуры. Однако, при проведении комплексных и тематических проверок выявляется, что результаты мониторинга не используются для этих целей, за редким исключением. Так, в ДОУ №13 г.Лакинска выстроены индивидуальные графики развития физических качеств каждого ребёнка и разработаны рекомендации педагогам и родителям детей.
В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу.
Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно. В дошкольных учреждениях, в различных школах для малышей дети занимаются неспецифическими для дошкольного этапа развития деятельностями: читают, пишут, изучают иностранные языки, занимаются прохождением программы первого класса, хотя они должны танцевать, рисовать, много гулять и заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Сотрудники дошкольных учреждений не всегда учитывают психологические возможности возраста и не проводят соответствующей разъяснительной работы с семьей. Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями.

По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 2—3 раза возрастает заболеваемость органов зрения, в 2 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата.

В нашем районе сложилась определённая система работы по укреплению и сохранению здоровья детей и подростков. На муниципальном уровне разработан комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся на 2011-2012 годы, в образовательных учреждениях реализуются программы «Здоровье».

Ежегодно проводится медицинский осмотр детей и подростков на предмет выявления отклонений в состоянии здоровья. По данным осмотров составляются паспорта здоровья.

Распределение на медицинские группы учащихся общеобразовательных школ Собинского района (2010 и 2011 годы)

 

Пол

Всего

Медицинская группа

1 гр.

2 гр.

3 гр.

4 гр.

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

Мальчики

2493

54,1

57,0

36,2

31,2

9,2

10,4

1,3

1,3

Девочки

2474

52,8

53,4

35,7

34,4

10,4

10,8

1

1,4

ИТОГО

4967

53,5

55,2

35,6

32,8

9,8

11,0

1,1

1,4



Распределения на медицинские группы воспитанников ДОУ Собинского района (2010 и 2011 годы)

 


Всего детей

2010 2011

Медицинская группа

1 гр.

2 гр.

3 гр.

4 гр.

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2617

2855

47,7

49,6

46

44,6

5,6

5,2

0,6

0,6



Понятие здорового образа жизни включает три основных направления: физическая активность, рациональное питание и искоренение вредных привычек.

Двигательная активность детей и подростков организуется через проведение уроков физической культуры, внеурочных занятий, проведение массовых мероприятий спортивной направленности и организацией двигательной активности в режиме дня образовательного учреждения. И в детских садах, и в школах проводится 3 занятия по физической культуре в неделю.

Объединения спортивной направленности

 

ОУ

Кол-во объединений

Кол-во детей в них

% от контингента

ДОУ

16

173

6%

Школы

36

435

8,6%

УДОД

52

703

24,9%

 

В детских садах открыто 16 спортивных кружков с охватом детей 173 чел. (6 % от контингента детей в ДОУ).
В школах организовано 36 кружков и секций спортивной направленности, в которых занимается 435 учащихся (15 % от общего количества детей, занятых в системе школьного дополнительного образования).
Кроме этого, в учреждениях дополнительного образования детей открыто 52 объединения спортивной направленности с охватом детей 24,9% что составляет 24,9% от общего количества занимающихся в УДОД. На протяжении многих лет количество объединений спортивной направленности остаётся на высоком уровне.
Ежегодно в районе и в образовательных учреждениях проводится большое количество массовых мероприятий с детьми и подростками спортивной направленности. «Малышок» - для дошкольников, Спартакиада по 10 видам спорта для учащихся общеобразовательных школ, военно-спортивная игра «Зарница», «Безопасное колесо», Президентские состязания, Президентские спортивные игры, Школа безопасности и др.
Двигательная активность в режиме дня организована через проведение физкультминуток на уроках, проведение активных перемен, проведение зарядки перед уроками. Положительный опыт по проведению активных перемен имеется в ООШ №3 г. Собинки, зарядку перед уроками проводят в ряде сельских школ: Зареченская, Воршинская, Асерховская, Рождественская и др. Ежедневная утренняя зарядка организуется для детей и в дошкольных учреждениях.
Таким образом, условия для удовлетворения потребности в движении детей в образовательных учреждениях созданы. И если всё это будет выполняться на деле, а не на бумаге, то результаты не заставят себя ждать. Надо только провести работу в ОУ по повышению мотивации педагогов и детей на организацию двигательной активности.

Ещё одним из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является организация питания в образовательных учреждениях.
Во всех 20 школах и 35 детских садах созданы необходимые условия для организации горячего питания. Пищеблоки образовательных учреждений укомплектованы необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Для ДОУ и для школ разработаны 10-дневные меню, согласованы с органами Роспотребнадзора. В питании детей используются витаминизированные продукты, йодированная соль. Ежедневно и в детских садах и в школах проводится С-витаминизация 3-го блюда.
Привитие навыков здорового питания начинается с дошкольного возраста. Во всех детских садах района дети получают 4-разовое питание при 10,5-часовом режиме работы.
С целью улучшения качества питания в школах разработана и утверждена постановлением Главы района ведомственная целевая программа «Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях Собинского района в 2011-2013 годах». Принято постановление главы района «О порядке организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Собинского района и порядке расходования субсидий из областного бюджета на обеспечение бесплатного питания обучающихся, воспитанников 1-4 классов муниципальных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Все учащиеся начальной школы получают бесплатные горячие завтраки на сумму 22 руб. 80 коп., в т.ч. 19-80 из регионального бюджета, 3-00 за счёт средств местного бюджета. Компенсационные выплаты на организацию питания в сумме 3 руб. выделяются из местного бюджета на каждого ученика. Постановлением главы определены льготные категории учащихся 5-11 классов для получения бесплатного горячего питания. В 2011-2012 учебном году льготным питанием обеспечены более 260 детей из семей, нуждающихся в особой заботе государства.
Во всех школах проводится работа по пропаганде культуры здорового питания. 7 школ района участвуют в реализации проектов благотворительной программы «Будь здоров» при поддержке фонда Крафт Фудз. В 10 школах в рамках дополнительного образования реализуется программа для учащихся 3-4 классов «Основы здорового питания» (авт. Т.А. Ловкова)
Несмотря на принимаемые меры, охват питанием учащихся школ района остаётся ниже областного уровня.

 

Организация горячего питания в общеобразовательных учреждениях

 

 

Всего детей в школах

2010 год

2011 год

1-4

5-9

10-11

Итого

1-4

5-9

10-11

итого

Всего уч-ся

2192

2436

339

4967

2341

2381

349

5071

Из них получают горячее питание

2178

1315

137

3630

2334

1317

142

3793

% охвата

99%

54%

40%

73%

99,7%

55,3%

41%

75%

Обл. показатель

99%

66%

55%

80%

99,7%

60%

53%

78%

 

Высоких результатов по охвату питанием ежегодно достигают Куриловская, Березниковская, Бабаевская, Ставровская, Воршинская, Зареченская, Рождественская и др. сельские школы. Далеко не на должном уровне находится организация горячего питания в городских школах, особенно С1, С3, Л2, Л1. Будем надеться, что с вводом школы-новостройки ситуация исправится в Лакинских школах.

Большая работа проводится в образовательных учреждениях и в муниципалитете по пропаганде здорового образа жизни, по профилактике вредных привычек.
Управлением образования администрации утвержден и реализуется Комплекс мер по профилактике наркомании, токсикомании и вредных привычек среди учащихся общеобразовательных учреждений Собинского района на 2010-2014 г.г., утверждённый приказом управления образования.
Ежеквартально уточняется списочный состав учащихся, состоящих на учете у нарколога - 2009 г.- 9 чел., 2010 г.- 4 чел., 2011 г.- 4 чел..
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав направляет информацию в общеобразовательные учреждения района, что позволяет организовать профилактическую работу с несовершеннолетними, привлеченными к административной ответственности за употребление алкогольных и токсических веществ.
В общеобразовательных учреждениях реализуются:
- планы мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения,
- программы, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ (региональная модульная программа И.Н.Поповой «Координация образовательных мероприятий профилактики злоупотребления психоактивными веществами»).
- программы превентивного обучения «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор».
В целях реализации постановления Губернатора области от 25.05.2005 г. №297 "Об утверждении Положения о мониторинге наркоситуации во Владимирской области", в течение года осуществлялся мониторинг мероприятий воспитательного характера в сфере профилактики наркоситуации. В образовательных учреждениях проводятся лекции, беседы антинаркотической направленности (2010 г.- 647, 2011 г.-889), в том числе с участием сотрудников правоохранительных органов, медицинских работников, с показом кино- и видеоматериалов.
Ежегодно проводится районная Декада профилактики правонарушений, в рамках которой организуются встречи с сотрудниками ГИБДД, ОДН, ОВД, КДН и ЗП, внеклассные мероприятия по правовой тематике. В рамках декады во всех школах района для учащихся 5-11 классов проведен единый классный час «От любопытства до пропасти – один шаг» (о вреде алкоголя).
В целях выявления общеобразовательных учреждений, активно работающих в области профилактики употребления психоактивных веществ, проведен муниципальный этап конкурса «Лучшая школа свободная от психоактивных веществ», в котором приняли участие 6 общеобразовательных учреждений. В областном этапе конкурса приняли участие 4 школы района, из них МБОУ Зареченская СОШ стала призером, остальные получили сертификаты участников.

Большое внимание в муниципалитете уделяется детям-инвалидам.
В образовательных учреждениях района на сегодняшний день получают образовательные услуги 102 ребёнка-инвалида из 161. В том числе 59 из 100 в общеобразовательных учреждениях, 43 ребёнка дошкольного возраста из 63 в детских садах.

 

Дети-инвалиды школьного возраста

 

Всего детей-инвалидов школьного возраста (6,5 до 18 лет)

Из них

обучаются в общеобразо-
вательных учреждениях

в т.ч. на дому

Из них дистан-
ционно

Обучаются в специальных (коррекционных) классах

В т.ч. на дому

Из них дистан-
ционно

Не охвачено обучением по медицинским показаниям

100

59

19

4

2

1

 

8

 

Дети-инвалиды дошкольного возраста

 

Всего детей-инвалидов дошкольного возраста

Из них

Получают дошкольную образовательную услугу

В т.ч. на дому

Частичная интеграция в среду здоровых сверстников

Полная интеграция в среду здоровых сверстников

61

43

2

8

33

 

Организация работы с детьми- инвалидами

1. Для учащихся выпускных классов, имеющих ограниченные возможности здоровья, государственная (итоговая) аттестация проводится в щадящем режиме (9 кл.) и в форме ГВЭ (11 кл.)
2. В общеобразовательных учреждениях для 22 учащихся 5-11 классов данной категории организовано льготное питание, в период школьных каникул- оздоровление и отдых в лагерях с дневным пребыванием (13 учащихся).
3. В школах осуществляется
- предоставление вариативных форм получения образования;
- отслеживание состояния здоровья учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья;
- психолого-педагогическое сопровождение (диагностика познавательных процессов, беседы, направленные на снятие нервно-психического напряжения, коррекцию самооценки и др., консультирование учащихся и родителей).
4. В 2011-2012 учебном году для 4 учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья и находящихся на индивидуальном обучении, организовано дистанционного обучения. В 1 полугодии 2011-2012 учебного года по мере поставки оборудования планируется организация дистанционного обучения ещё для 1 учащегося.
5. В дошкольных образовательных учреждениях при организации работы с детьми-инвалидами осуществляется индивидуальный поход, нагрузка дозируется в соответствии с тяжестью заболевания. При частичной интеграции ребёнка-инвалида в среду здоровых сверстников в группе находятся родители ребёнка-инвалида. Дети-инвалиды посещают детские сады без взимания родительской платы.

Медицинское сопровождение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях и дошкольных образовательных учреждениях организовано в соответствии со ст.51 закона Российской Федерации «Об образовании» и санитарно-эпидемиологическими требованиями к общеобразовательным и дошкольным образовательным учреждениям. Заключены договоры на мед. обслуживание между ОУ и учреждениями здравоохранения.
Во всех школах района имеются медицинские кабинеты, но лишь в одной школе (Ставровской) имеется заключение Роспотребнадзора на соответствие кабинета требованиям СанПиН. В 6 сельских ДОУ нет медицинских кабинетов в связи с малокомплектностью детского сада и близостью ФАПа. Три ДОУ имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности. Ещё 3 детских сада готовят документы для получения лицензии. В 8 городских школах приказами по учреждению здравоохранения закреплены медицинские сёстры. В 24 детских садах в штате ОУ есть медицинские работники.

Проводимая в муниципалитете работа по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей привела к следующим результатам.

Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений района

 

Виды заболеваний 2010 год 2011 год
1-4 кл. 5-9 кл. 10-11 кл. 1-4 кл. 5-9 кл. 10-11 кл.
Здоровые дети, % 48,3 40,4 45,9 51,3 50,7 46,2
Дети с заболеваниями, %,
в том числе
51,7 59,6 54,1 48,7 49,3 53,8
Пищеварительная система, % 9 16,2 14,1 9,5 15,5 12,1
Сердечно-сосудистая система, % 15,7 15,1 15,5 15,8 16,6 15,8
Органы дыхания, % 11 10,2 7,8 11 11,4 11,3
Заболевания ОДА, % 11,3 12,7 16 11,1 13,4 13,8
Органы зрения, % 19,5 30,6 38,2 18,9 29,6 37,1
Эндокринная система, % 3,4 7,3 4,4 7,7 7,3 6,8
Прочие заболевания, % 12,2 25,1 40,5 12,5 25 39

 

По данным, приведённым в таблице, можно сделать вывод, что состояние здоровья детей вызывает тревогу. Наблюдается рост количества заболеваний у детей при переходе на старшую ступень образования. В 2011 году увеличилось количество детей с заболеваниями эндокринной системы. Стабильно высокий % детей с заболеваниями органов зрения, ОДА, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем.
Таким образом, сегодня очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», каждый детский сад – «ДОУ здоровья», а сохранение и укрепление здоровья детей должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

Деятельность образовательных учреждений должна быть направлена на разработку принципиально новых подходов в решении многих образовательных и управленческих задач с учетом состояния здоровья детей и подростков. Деятельность педагогов при таком отношении к педагогическому процессу направлена как на достижение оптимального уровня обученности, воспитанности учащихся, так и на обеспечение условий для сохранения и развития здоровья. Задачей образовательных учреждений является разработка моделей здоровьесберегающей среды, когда наиболее значимыми компонентами в физическом воспитании являются:
а) определение нагрузок на уроках физической культуры и их дифференциация с учетом физического развития и состояния здоровья детей;
б) выполнение общепринятых санитарно-гигиенических мероприятий (проветривание помещений, организация влажных уборок, соблюдение теплового и светового режима);
в) включение в учебный план уроков здоровья с учетом возрастных особенностей детей, введение в режим работы школы в образовательном порядке утренней гигиенической гимнастики до занятий, физкультминуток во время уроков, подвижных перемен, спортивных часов в группе продленного дня;
г) совершенствования системы физкультурно-спортивных мероприятий;
д) систематическое проведение просветительских мероприятий по здоровому образу жизни, личной гигиене;
е) регулярное проведение диспансеризации учащихся на базе детских поликлиник;
ж) проведение мониторинга физической подготовленности и уровня здоровья, разработка программ по ранней коррекции здоровья учащихся.
Наверное, и нам всем нужно не строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели — сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.
 
Отдел ГОЧС, ОБ

 


Сельское хозяйство